ГАВРИЛЬЧЕНКО Н.И. «СКАЗКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» - 2021
В 1997 году в психологии было зарегистрировано новое направление - сказкотерапия. Сейчас оно активно развивается и показывает хорошие результаты.
Буквально, сказкотерапия - это психологическое воздействие на личность человека через сказки. Сказкотерапия способна скорректировать проблемы, устранить страхи и внутренние комплексы, и в целом способна благотворно влиять на личность человека.
Вы спросите "Каким образом?". Самым под час сказочным, волшебным! В основе лежит процесс построения мысленных, иногда совершенно неосознанных связей между персонажами сказки, сюжетом сказки, и тем, что происходит в реальности.
Читающий или слушающий сказку, получает "подсказку" как поступить правильно, какой путь выбрать, оценивает себя со стороны. Замечательно то, что данный метод не имеет возрастных ограничений. Конечно же максимальному влиянию подвержены дети, но и в работе со взрослыми обнаруживаются глубинные результаты.
В педагогике этот метод незаменим! Для совершенствования внутреннего "Я" ребенка обязательно нужно проводить грань между добром и злом. И самый простой способ - это сказкотерапия.
В зависимости от того, в какой именно науке применяется сказкотерапия и для человека какого возраста, она может преследовать разные цели.
В психологии:
— искоренение страхов;
— воздействие на личность посредством неосознанных ассоциаций;
— активация защитных механизмов психики;
— помощь в выборе правильного решения;
— программирование жизненного плана человека на будущее;
— борьба с комплексами и расстройствами личности, причём даже такими серьёзными, как анорексия, булимия и склонность к суициду.
В педагогике:
— как метод психологической коррекции девиантного поведения у подростков для формирования правильных ценностей;
— устранение таких детских проблем, как фобии и неуверенность в себе;
— коррекция характера;
— улучшение внутреннего состояния;
— внушение правильных общественных стереотипов на примере положительных сказочных героев;
— выстраивание «морально правильного» поведения;
— развитие творческих способностей;
— повышение заниженной самооценки;
— формирование веры в позитивное разрешение проблем.
Кроме того, сказкотерапия используется даже в логопедии (на занятиях по развитию речи). Считается, что она помогает развивать и совершенствовать у дошкольников:
звуковую и смысловую речь;
фонематическое восприятие;
артикуляцию;
дифференциацию звуков, введение их в речь;
слоговую структуру слов;
структуру предложений;
умение формулировать связные высказывания (распространённые предложения, диалогическую речь, пересказ).
При использовании её как средства формирования развития речи, деткам даются примерно такие задания:
досочинять предложенную сказку;
придумать и рассказать свою от начала до конца;
повторять за сказочными героями какие-то звуки, слова или целые предложения;
изображать звуки природы.
В любом из вышеописанных случаев цель сказкотерапии — формирование правильного образа (морального, речевого, поведенческого) в соответствии с сюжетом и персонажами выбранной истории.
Несмотря на то, что сказкотерапия как отдельное направление в психологии оформилась только в 1997 году, уже до этого влияние данного жанра на развитие личности рассматривалось в различных психологических школах.
Карл Юнг
Швейцарский психиатр, психолог, педагог. Школа аналитической психологии. Доказал, что в своём поведении и при принятии ответственных решений человек нередко поступает неосознанно (не может объяснить, почему сделал именно так), но руководствуясь мифологизмами и архетипами из сказок.
Читали мальчику в детстве постоянно одну и ту же сказку — про Рапунцель. И в будущем он выбирал себе женщин только с длинными волосами. Вырос ребёнок на страшных сказках — и стал впоследствии увлекаться экстремальными видами спорта, чтобы снова и снова испытывать чувство страха и всплеск адреналина.
Эрик Берн
Американский психолог, психиатр. Школа трансакционного и сценарного анализа. Разрабатывал авторские сказки, называя их контрсценариями. Действовали они следующим образом. Берн считал, что каждый человек запрограммирован с детства идти по типичной дороге, и редко кому удаётся свернуть с неё самостоятельно. У некоторых этот путь позитивный, приводящий к успеху (психически и морально здоровые люди), а у других — негативный (под действием психотравм, внутренних комплексов).
Например, у девушки все парни, с которыми она начинала встречаться, в итоге злоупотребляли алкоголем. Всё потому, что её отец пил и тем самым словно запрограммировал жизненный путь своей дочери на такую судьбу. Бёрн с помощью сказок показывал своим пациентам возможную альтернативу развития событий.
Д. Б. Эльконин
Советский психолог, работавший в русле детской и педагогической психологии. Теория деятельностного подхода. Подбирал сказки для проблемных детей таким образом, чтобы они могли сформировать у них «морально правильное» поведение, которое бы вписывалось в рамки социума. Чтобы ребёнок не уходил из дома и слушался родителей — читайте «Колобок», чтобы понимал успешность коллективного труда и взаимопомощи — «Репку», был добрым и душевным — «Морозко».
Для коррекции используются разные виды сказок.
Художественные
Фольклорные, национальные, чаще всего всем известные. Универсальны. При правильном обыгрывании могут быть адаптированы специалистом буквально под любого человека. Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» используется для коррекции ненормального поведения избалованного ребёнка, который ещё не понимает, к чему могут привести необузданные желания. Это же произведение применяется в сказкотерапии для тех взрослых, у кого материальные проблемы рушат семейную жизнь, для подкаблучников и жён, которые не могут остановиться в своих требованиях. Однако для решения глубоких проблем такие сказки неприменимы.
Психокоррекционные
Используются в педагогике для коррекции определённой черты характера: трусости, лени, капризности, агрессивности. Отличаются от художественных тем, что разрабатываются и подбираются под конкретного человека.
Психотерапевтические
Основной инструмент сказкотерапии для дошкольников. Используются для многостороннего воздействия на личность проблемного ребёнка, чтобы устранить фобии и сгладить последствия психотравмирующих факторов. Они могут быть универсальными (например, для борьбы с боязнью темноты или грозы) и индивидуальными, разработанными для отдельного случая.
Медитативные
Иногда у человека отсутствуют ярко выраженные отрицательные черты характера, комплексы или фобии. При этом ценности и приоритеты сформированы правильно. Однако постоянно возникают проблемы с социальной адаптацией, он не может преодолеть депрессивное состояние. Такое бывает и у детей, и у взрослых. Чтобы понять причину происходящего, психолог подбирает такой вид сказок. В них нет конфликтов и зла. Они философские, направлены на расслабление, в рамках которого получается раскрыть, что гнетёт пациента.
Дидактические
Являются частью учебно-воспитательной программы в детских садах и школах. Помимо выявления и решения психологических проблем, направлены на всестороннее развитие ребёнка. Могут выполнять сразу несколько задач.
На сегодняшний день разработаны десятки авторских программ по сказкотерапии — для детей, подростков, взрослых. Их используют в своей работе не только психологи. Они помогают работать в школах, детских садах, реабилитационных центрах для инвалидов и детей с дивиантным поведением, исправительных учреждениях, вузах.
Особое распространение получила программа доктора-психолога Зинкевич-Евстигнеевой под названием комплексная сказкотерапия. Была запатентована в 1998 году. Обеспечивает быструю, долгосрочную и глубокую психологическую помощь детям, подросткам и взрослым. На сегодняшний день Центры Комплексной Сказкотерапии открыты и успешно работают в Великобритании, Эстонии, Германии, Швейцарии, Китае.
Отметим, что не все специалисты работают с данным методом, но он пользуется большой популярностью по всему миру и помог десяткам тысяч людей обрести психологическое здоровье.
Статья подготовлена на основе материала https://ponervam.ru/skazkoterapiya.html