АПАТЕНКО Я. Н. «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»
Для успешной жизни в современном мире человеку необходимо практически освоить искусство общения, уметь проявлять собственную инициативность и активность. Застенчивому ребенку трудно общаться, но ещё труднее проявить свою активность и инициативу. Далеко не каждый ребёнок имеет соответствующие врождённые качества и может адаптироваться к трудным психологическим условиям современного мегаполиса. Поэтому очень важно прививать ребенку навыки общения, учить его быть самостоятельным, проявлять решительность и инициативу в дошкольном возрасте, когда идёт становление важных черт личности ребёнка [5].
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития и охватывает возрастной период от 5 до 7 лет. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах [1].
Проблема застенчивости является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др. [4].
Психологи выделяют следующие источники застенчивости:
- страх перед людьми (главный источник застенчивости);
- представления застенчивого ребенка о самом себе;
- очередность рождения (старшинство);
- чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу;
- наследование застенчивости.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям [3].
Фундамент застенчивости закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.
Застенчивых детей в группе можно заметить по следующим признакам:
· им не свойственны самоуверенность и агрессивность;
· застенчивые дети очень робки и стараются быть «незаметными»;
· они остро ощущают свои недостатки и не замечают своих положительных качеств;
· они чувствительны к реальной критике, болезненно относятся даже к подшучиванию со стороны других людей;
· в группе застенчивые дети часто избегают контакта с другими;
· часто испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других;
· как правило, колеблются в принятии решений;
· не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя;
· не редко застенчивых детей занижен уровень самооценки.
При появлении в группе застенчивого ребенка, он чувствует себя скованно, он часто умеет общаться с детьми и чужими взрослыми, и его пугает такое количество детей.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача и психолога, и педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация внимания на особенностях своего характера и поведения вызывает еще большую скованность, усиливает неуверенность и страх перед общением. Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения. К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения.
Как же помочь застенчивым, нерешительным детям? В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается и педагогов, и родителей. Необходимо:
- постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и своих силах. Хвалить его за проявления активности, инициативности, создавать ситуации успеха в группе;
- привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением;
- расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе домой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, разнообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдерживая свое беспокойство и желание все сделать за него [2];
- поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.
- научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке.
- отрабатывать поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей или подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.
- создавать условия для игр в паре, а затем в группе. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. Затем привлекайте всех детей в совместные игры, общие дела, следите, чтобы застенчивому ребенку тоже нашлось там место.
Список использованной литературы:
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
2. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.