АПАТЕНКО Я. Н. «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ» | Психолого-педагогическое сопровождение | Детям и родителям | МБУ ДО ''Дворец пионеров и школьников г.Курска''

АПАТЕНКО Я. Н. «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ»

Для успешной жизни в современном мире человеку необходимо практически освоить искусство общения, уметь проявлять собственную инициативность и активность. Застенчивому ребенку трудно общаться, но ещё труднее проявить свою активность и инициативу. Далеко не каждый ребёнок имеет соответствующие врождённые качества и может адаптироваться к трудным психологическим условиям современного мегаполиса. Поэтому очень важно прививать ребенку навыки общения, учить его быть самостоятельным, проявлять решительность и инициативу в дошкольном возрасте, когда идёт становление важных черт личности ребёнка [5].

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития и охватывает возрастной период от 5 до 7 лет. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах [1].

Проблема застенчивости является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др. [4].

Психологи выделяют следующие источники застенчивости:

- страх перед людьми (главный источник застенчивости);

- представления застенчивого ребенка о самом себе;

- очередность рождения (старшинство);

- чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу;

- наследование застенчивости.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ре­бенку ласково, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бод­рое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие спо­собствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к дру­гим людям [3].

Фундамент застенчивости закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых.

Застенчивых детей в группе можно заметить по следующим признакам:

· им не свойственны самоуверенность и агрессивность;

· застенчивые дети очень робки и стараются быть «незаметными»;

· они остро ощущают свои недостатки и не замечают своих положительных качеств;

· они чувствительны к реальной критике, болезненно относятся даже к подшучиванию со стороны других людей;

· в группе застенчивые дети часто избегают контакта с другими;

· часто испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других;

· как правило, колеблются в принятии решений;

· не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя;

· не редко застенчивых детей занижен уровень самооценки.

При появлении в группе застенчивого ребенка, он чувствует себя скованно, он часто умеет общаться с детьми и чужими взрослыми, и его пугает такое количество детей.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформи­ровать у него желание общаться — задача и психолога, и педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если на­чать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недо­статок». Осознание своей застенчивости не только не по­могает, а, наоборот, мешает ее преодолеть. Фиксация вни­мания на особенностях своего характера и поведения вы­зывает еще большую скованность, усиливает неуверен­ность и страх перед общением. Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения. К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения.

Как же помочь застенчивым, нерешительным детям? В первую очередь надо выработать определенный стиль поведения с ними. Это касается и педагогов, и родителей. Необходимо:

- постоянно подкреплять в ребенке уверенность в себе и сво­их силах. Хвалить его за проявления активности, инициативности, создавать ситуации успеха в группе;

- привлекать ребенка к выполнению различных поруче­ний, связанных с общением;

- расширять круг знакомств, чаще приглашать к себе до­мой друзей, брать ребенка в гости к знакомым людям, раз­нообразить маршруты прогулок — предоставить ребенку определенную меру свободы и открытых действий, сдер­живая свое беспокойство и желание все сделать за него [2];

- поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

- научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке.

- отрабатывать поведение в тех или иных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей или подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

- создавать условия для игр в паре, а затем в группе. Фред Франкель, психолог и разработчик всемирно известной Программы тренировки социальных навыков Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, считает, что встречи для игр в паре - лучшее средство развития социальной уверенности. Затем привлекайте всех детей в совместные игры, общие дела, следите, чтобы застенчивому ребенку тоже нашлось там место.

Список использованной литературы:

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.

2. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. — М.: Книголюб, 2004. — 56 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

4. http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2639-statya-problema-zastenchivosti-u-doshkilnikov

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/04/problema-zastenchivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter